Законопроекты, устанавливающие понятие и содержание недвижимости

Росреестр принимает участие в работе над законопроектами, которые предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ и ряд других законодательных актов в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе. 17 октября 2018 года законопроекты представлены Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации. 

Законопроекты устанавливают четкое понятие объекта недвижимости, а также критерии разграничения движимых и недвижимых вещей. Сейчас по Гражданскому кодексу к недвижимости относятся земельные участки, а также здания и сооружения, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без причинения им несоразмерного ущерба. Однако в современных условиях переместить с одного места на другое (в том числе в пределах одного земельного участка) можно практически любой объект. Законопроекты также предлагают усовершенствовать институт «составной» недвижимости за счет уточнения содержания института «единый недвижимый комплекс», который уже существует в действующем законодательстве. 

Законопроекты предлагают признаки объекта недвижимости, которые могут предопределяться уже на стадии проектирования и строительства и в последующем могут быть подтверждены документально. Кроме того, проекты законов с учетом сложившейся судебной практики, из-за более четкого определения признаков объектов недвижимости связывают его с уже применяемыми в законодательстве понятиями – «объект капитального строительства», «объект некапитального строительства», «вспомогательное и временное строение и сооружение», «строение» и пр. 

Согласно законопроектам, строения, для возведения которых не нужно разрешение на строительство или уведомление о предстоящем строительстве, автоматически перестают быть самостоятельными недвижимыми вещами, а юридически становятся «улучшениями» земельного участка. Улучшениями земельного участка или других объектов недвижимости предлагается считать временные строения и вспомогательные постройки, которые в связи с принятием законопроектов не смогут признаваться недвижимостью (например, замощения, ограждения и пр.). В зависимости от прочности связи с недвижимостью улучшения разделяются на отделимые и неотделимые, однако будут выступать с недвижимостью в обороте как единое целое.«Неотделимыми улучшениями земельного участка», например, предлагается считать линейные объекты (железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, кабели связи). К «отделимым улучшениям земельного участка», в частности, будут отнесены беседки и теплицы, то есть некапитальные объекты. Переходными положениями предлагается предусмотреть, что ряд объектов, для строительства которых ранее не требовалось разрешения на строительство или уведомления останутся объектами недвижимости. Это относится к жилым домам и жилым строениям, которые были размещены на садовых и дачных участках, к гаражам, а также к буровым скважинам (за исключением артезианских скважин). В отношении прочих объектов, не отвечающих новым признакам недвижимости, но права на которые были зарегистрированы в ЕГРН, будет установлена процедура.

исключения сведений о таких объектах из реестра в судебном или во внесудебном порядке в зависимости от вида и характеристик объекта. 

Законопроекты предлагают порядок формирования «единого недвижимого комплекса», который объединяет земельный участок и все здания на нем, находящиеся в собственности одного лица. Предлагается также считать «единым недвижимым комплексом» «предприятия» и «имущественные и производственно-технологические комплексы», а эти понятия убрать из законодательства. Соответствующие изменения предоставляют право собственнику объектов недвижимости создать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему объектов недвижимости, если они расположены на одном земельном участке. 

Основной задачей законопроектов также является установление порядка образования объектов недвижимости из существующих построек. В отличие от образования земельных участков, которые обособляются друг от друга условной чертой, другие объекты недвижимости, как правило, должны быть обособлены друг от друга перекрытиями или перегородками. Поэтому особое внимание уделяется юридически значимым  действиям по оформлению объекта недвижимости с проведением строительных работ. При этом учтено, что в постройках могут быть случаи образования объекта недвижимости без проведения строительных работ, например, объединение или раздел линейного сооружения, раздел дома блокированной застройки (таунхауза), объединение машино-мест. 

Законопроекты упорядочивают способы возникновения, а также прекращения существования объектов недвижимости. В частности, объект может быть создан при строительстве, образован, изменен при реконструкции, перепланировке путем его раздела, объединения, выдела. Прекращено существование объекта возможно путем полной ликвидации при сносе или гибели. 

В целом предполагается, что реализация законопроектов устранит необходимость совершения отдельных регистрационных действий в отношении ряда объектов недвижимости, в том числе за счет создания единого недвижимого комплекса. Вследствие этого предполагается сокращение расходов, связанных с постановкой объектов на государственный кадастровый учет и регистрацией прав.

Внесение предлагаемых изменений в законодательство позволит урегулировать спорные вопросы между налогоплательщиками и налоговыми органами при применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества.

 

 

Стоит ли межевать земельный участок

 С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ  "О государственной регистрации недвижимости".

Закон о государственной регистрации, в соответствии с которым осуществляется регистрация прав на земельные участки, не содержит оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) сведений о местоположении границ земельного участка и не устанавливает обязанность правообладателей земельных участков до определенной даты осуществить межевание земельного участка (работ по установлению местоположения границ земельного участка) и внесение таких сведений в ЕГРН, следовательно эти действия осуществляются по усмотрению правообладателей земельных участков и сроками не ограничиваются.

Также необходимо отметить, что в силу ч. 6 ст. 72 Закона о государственной регистрации сведения о земельных участках, внесённых в ЕГРН до дня вступления в силу вышеуказанного Закона, в том числе при отсутствии сведений о местоположении границ земельного участка, не требуют дополнительного подтверждения и являются юридически действительными.

Межевание земельного участка может выполняться при получении гражданами новых земельных участков, при совершении сделок с земельным участком: купле-продаже и т.д., а также, чтобы разрешить споры с соседями по поводу возможного наложения границ, при планируемом строительстве на земельном участке объекта капитального строительства, при образовании новых земельных участков путем разделения, объединения, перераспределения земельного участка, по желанию правообладателей земельных участков, если документы, подтверждающие их права на земельный участок, были выданы без проведения процедуры межевания.

Для проведения работ по межеванию  потребуются  правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок, например, свидетельство о праве собственности, распоряжение администрации о предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, нотариальное свидетельство о праве на наследство и т.п., а также необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером или с организацией, имеющей лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности. Список всех аттестованных кадастровых инженеров опубликован на официальном сайте Росреестра в Интернете.

Кадастровые работы по межеванию земельного участка включают в себя, в том числе, изучение сведений о земельном участке на основании предоставленных документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних земельных участков с выездом на место и определением границ участка на местности; уведомление правообладателей смежных участков и оформление акта согласования границ; геодезические работы на местности и фиксирование границ межевыми знаками, и, как результат, подготовку межевого плана.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, являющимися собственниками земли, обладающими правом пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Если правообладатели смежных земельных участков отказываются согласовывать границы земельного участка и подписывать акт согласования границ, необходимо будет обращаться в суд, так как отсутствие согласования границ земельного участка между владельцами смежных участков может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка. В случаях установления границ земельного участка в судебном порядке такие данные вносятся в ЕГРН на основании судебного решения.

После проведения кадастровых работ подготавливается межевой план земельного участка, который изготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Если это предусмотрено договором подряда, межевой план может быть также подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который тоже заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера.

Следующим шагом правообладатель земельного участка представляет в Росреестр межевой план вместе с заявлением и необходимыми документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Указанные документы можно подать в Росреестр через Многофункциональные центры (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню отделов, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (документы должны быть оформлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством) или в форме электронных документов через Интернет, в том числе, посредством официального сайта Росреестра.

Срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права составляет 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов. Если заявление было подано через МФЦ, срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН.

Таким образом, осуществлять межевание земельного участка можно в любое время, когда появится для этого необходимость. Отсутствие межевания земельного участка не повлияет на совершение сделок с ним (купля-продажа, дарение, передача по наследству и т.д.).

 

 

Изменения в градостроительной деятельности для застройщиков

 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Выдаются они органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (как правило, местной администрацией).

Гражданам (застройщикам) в целях исключения самовольной постройки необходимо было получать данные распоряжения, неоднократно обегая пороги чиновников.

4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в сфере индивидуального жилищного строительства, вкратце сводящиеся к следующему:

- Градостроительным кодексом установлены единые требования к объектам ИЖС. Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования,

- Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов,

- Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.

Если гражданин (застройщик) решил построить или реконструировать на отведенном ему земельном участке с соответствующим целевым назначением объект ИЖС или садовый дом, то он должен подать уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее -уведомление о планируемом строительстве):

- на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления,

- через многофункциональный центр (МФЦ),

- направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении,

- через единый портал государственных и муниципальных услуг.

К уведомлению о планируемом строительстве необходимо приложить правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Однако, если застройщик не представил указанные документы, то орган государственной власти, орган местного самоуправления запрашивает указанные документы самостоятельно.

Далее орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома и направляет застройщику способом, указанным застройщиком в уведомлении о планируемом строительстве уведомление о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома.

Если застройщик получил от органа государственной власти или органа местного самоуправления уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома, либо указанные органы не направили уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома, то строительство или реконструкция считается согласованной и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС или садового дома в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве.

Если застройщик получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке, то начинать стройку в такой ситуации нельзя, так как данное строение будет считаться самовольной постройкой.

Право на строение или реконструкцию сохраняется при переходе прав (купле-продаже, дарении) на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Бывают ситуации, когда застройщик решил изменить изначальные параметры планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, тогда застройщик должен направить уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров объекта.

В свою очередь для органов государственной власти или местного самоуправления вводится обязанность направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект. К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС.

В случае, если в установленный законом срок орган государственной власти или орган местного самоуправления не направил указанное заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект, тогда застройщик вправе направить данное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом необходимые документы (уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности, госпошлина) запрашиваются органом регистрации прав у органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Поиск

Наш адрес

653033, Кемеровская обл.

г.Прокопьевск,

ул. Институтская, д. 15

Схема проезда

Телефон:

8 (3846) 68-06-60

653000, Кемеровская обл.

г.Прокопьевск,

ул. Комсомольская, д. 3

Схема проезда

Телефон:

8 (3846) 61-47-33

Режим работы

Понедельник - Среда - Четверг

8.30 - 19.00

Вторник

8.30 - 20.00

Пятница

8.30 - 18.00

Суббота 

10.00 - 14.00

 

Воскресенье  выходной